Невербальная Подстройка. Алгоритм Подстройки. Что Такое Подстройка?
Ритм как таковой является одним из наиболее распространенных явлений.
Танец именно потому является неотъемлемой частью корневой культуры всякого народа, что в нем на подсознательном уровне реализовано стремление к единению в ритме — в танце для этого служит музыка.
Но общение одного человека с другим всегда можно в определенном смысле сравнить с танцем. Если вы выбиваетесь из ритма, вы тем самым теряете связь с ним; напротив, двигаясь в соответствии с музыкальной ритмикой, партнеры достигают определенного резонанса, когда движения выполняются без специальных усилий, как бы «сами собой».
Самое необходимое условие эффективного общения — это умение подстраиваться под собеседника. В обычных условиях стремление к этому должно быть обоюдным — лишь тогда люди получают истинное удовольствие от общения.
У них возникает при этом ощущение вовлеченности, соучастия, своеобразного «созвучия» в общении.
Но если мы переходим в плоскость проблем, связанных с гипнозом, то значение подстройки возрастает неизмеримо — ибо это есть один из главных инструментов для достижения успеха (кстати, это утверждение абсолютно справедливо как для «классического», так и для «нового», эриксоновского гипноза).
У психологов есть понятие «быть конгруэнтным». Это означает — быть согласованным, слитным, совпадающим… видимо, из-за обилия значений для такого состояния и был введен специальный научный термин.
В каком–то смысле, применительно к общению, это значит быть равным партнеру. Когда есть согласованность на глубинном, подсознательном (не осознаваемом) уровне, собеседники лучше понимают друг друга, чаще соглашаются между собой — даже в отдельных спорных вопросах.
Это достигается за счет симпатии и доверия, которые возникают на подсознательном уровне, что придает им особую силу. Не секрет, что именно подсознание управляет большинством психических процессов.
Психолог должен уметь занять правильную позицию в отношении собеседника очень быстро — а для этого важна способность нужным образом подстроиться к соответствующим его индивидуальности особенностям.
Очень сильно упрощая, можно сказать, что подстройка есть присоединение, то есть умение приспосабливать особенности своего поведения к способу поведения каждого собеседника.
В данном случае уместно предложить вам понаблюдать внимательно за поведением влюбленной пары.
Когда люди находятся в столь тесном эмоциональном контакте, они буквально зеркально отражают друг друга, то есть склонны имитировать не только движения, жесты и позы, но даже общие поведенческие реакции партнера. Все это выглядит как некое уникальное образование, действующее абсолютно согласованно — как единое целое.
Именно о таких случаях и говорят, что люди «понимают друг друга без слов».
Начало.
Началом любой подстройки является выбор определенного алгоритма, которого в последствии необходимо будет строго придерживаться.
Этот этап может оказаться наиболее сложным, когда с вашей стороны возможны неловкость, ощущение неудобства и другие затруднения. Однако, при достаточной целеустремленности вы очень скоро увидите, что все ваши навыки сами собой автоматизируются, и вы станете вести себя совершено естественно.
Алгоритм.
Для начала необходимо хорошо усвоить навыки подстройки первого порядка (существуют гораздо более тонкие, и, соответственно, более действенные методы присоединения), потому что именно они являются базовыми, а в целом ряде случаев их оказывается вполне достаточно.
Поэтому постарайтесь как можно лучше освоить именно предлагаемый ниже алгоритм.
Схематично его можно зафиксировать в своем сознании как следующую упрощенную схему:
поза — движения — речь
Рассмотрим эту схему подробнее.
Итак:
Поза.
Постоянно стремитесь принять ту же позу, в которой ваш собеседник находится в данный момент.
Ритм.
Понятие ритма должно применяться ко всем поведенческим проявлениям, где его можно отследить. В первую очередь это относится к движениям и жестам. Используя их со своей стороны, стремитесь повторять движения и жесты собеседника не столько в детальной точности, сколько в совершенно аналогичном ритме.
При этом важно помнить: отзеркаливание — совсем не то, что обычное копирование, которое может легко быть замечено и воспринято резко отрицательно — человек может подумать, что его передразнивают, и контакт будет прерван, не начавшись.
Поэтому лучше сосредоточиться на мелких движениях рук или мимике — такие движения в меньшей степени осознаются человеком; соответственно, и заметить вашу подстройку много сложнее.
Кроме того, важно не копирование, а тенденция. Например, если собеседник скрестил ноги, вам достаточно скрестить пальцы на руке, строго соблюдая лишь ритм.
Речь.
Здесь используются речевые особенности собеседника, которые есть у любого человека. К ним относятся: громкость голоса, общий темп речи и наиболее характерные интонации. Понятно, что и вы должны всячески пытаться использовать в своей речи аналогичные.
В отношении речевой подстройки особенно важно соблюдать те основные принципы, которые уже перечислялись выше, когда речь шла о ритме.
Наибольшую роль всегда играют не резко выраженные особенности, а тонкие нюансы.
Синхронизируя речевые характеристики, не старайтесь быть копией, стремитесь к искусному подобию, без учета малозначащих деталей.