1. Основной канал.
Задайте своему партнеру вопрос:
– Опиши пожалуйста то место, которое тебе нравится.
– Это берег моря. Встает солнце, видно очень далеко, море голубое и спокойное. Кругом желтый песок, серые камни. А вдали скалы в дымке.
Здесь явно визуальный канал. И вы просто начинаете развивать картину.
2. Подстройка.
Представь себе этот берег моря. Ты стоишь и можешь оглянуться по сторонам. Вдали ты можешь разглядеть скалы в дымке, песок под ногами желтый, неровный. И ты можешь пройтись по нему, поглядывая по сторонам.
Это все подстройка. Вы просто возвращаете ему сказанную им же самим информацию и начинаете ее развивать, следя на сколько хорошо вы к нему подстроены.
3. Перекрывание реальностей.
Если вы уверены, что подстроены хорошо, то вы делаете следующий шаг.
– И ты можешь посмотреть на море и услышать, как волны накатываются на песок.
И здесь вы делаете собственно перекрывание реальностей. Если есть море, то обычно есть волны, хотя бы и мелкие. И естественно они издают звук. Вот здесь вы и совершаете переход от визуальной системы в аудиальную.
Можно было перевести и в кинестетику:
– И ты можешь посмотреть на море, взглянуть на песок под ногами и почувствовать, как ты наступаешь на него.
На этом этапе старайтесь употреблять максимально общие слова.
Это потом, когда вы начнете вести вы можете конкретизировать. А пока пусть человек сам решает, что конкретно он слышит или чувствует.
Ваша задача просто направить, задать область поиска.
Это немного напоминает 5-4-3-2-1, только там вы работали с переживаниями, которые происходят с человеком в данный момент, а здесь – с переживаниями, которые могли бы происходить в его внутреннем опыте.
4. Развитие транса.
После этого вы уже можете его вести, конкретизируя и переводя из системы в систему, но проверяя при этом невербальные признаки транса.
То есть вы следите, насколько хорошо вы его ведете, принимает ли он предложенную вами реальность.
5. Использование.
Использовать можно самыми различными способами, но сейчас я предложу более творческий подход.
– Ты идешь по берегу по тропе, чувствуешь на лице сырость воздуха и ощущаешь запах гниющих водорослей, и сейчас на тропе тебе встретится предмет. Это что-то очень важное, что поможет тебе решить давно волнующую тебя проблему. Возможно это будет некий символ, некая метафора, а может тебе повезет, и ты найдешь конкретное решение. Просто когда ты наконец встретишь его и поймешь, что это именно то, что тебе нужно, дай мне какой-нибудь знак – кивни головой или подними большой палец, чтобы я был уверен, что ты нашел то, что тебе необходимо. После этого ты сможешь вернуться сюда.
Предложите вашему партнеру пофантазировать и самостоятельно выбрать, с чем и как ему работать. Пусть он поищет некую метафору, некий намек на решение собственной проблемы.
Только обязательно сделайте связку между нахождением необходимого предмета и сигналом.
При желании его можно продержать в этом состоянии достаточно долго, пока он хоть что-то не найдет.
Если же вы видите. что поиск слишком затянулся, можно слегка сманипулировать, и вернуть его уверяя, что сигнал был послан, но он это не отследил.
Так как его возвращение связано с нахождением “чего-то”, то он это что-то обязательно найдет.
6. Возвращение.
– А теперь пришла пора вернутся. Ты можешь взять с собой этот предмет, и то знание, понимание которое он тебе дает. Возьми это сюда, в эту комнату, в свою жизнь.
Чтобы человек не оставил это решение там, в его внутренней неосознанной реальности, можно предложить взять это “понимание” с собой сюда, чтобы он мог им пользоваться и в этой жизни.
7. Комментарий.
После всего этого вы можете попросить вашего партнера рассказать о том, что он пережил, и особенно о том, что он понял. Чтобы он проговорил и вывел это на осознание.
• Если Клиент утверждает, что он ничего пока не понял, можно предложить ему фразу типа:
– Но это понимание может прийти не сразу. Просто в какой-то момент ты осознаешь. зачем тебе это было нужно.